Вход


Жилье становится доступнее

30 марта 2017 г. 4 760
Жилье становится доступнее
Доступность жилья для россиян за год выросла на 13%.

Из-за снижения цен на недвижимость жилье становится доступнее для россиян.
Нигматуллин Тимур (аналитик, ИХ «ФИНАМ») Нигматуллин Тимур (аналитик, ИХ «ФИНАМ»)

Вслед за снижением ключевой ставки ЦБ подешевела ипотека, что сделало доступность данного кредитного продукта широко распространенной. В ряде регионов доля ипотечных сделок теперь превышает 50%, что стимулирует спрос на недвижимость.

Литинецкая Мария (Управляющий партнер, «Метриум Групп») Литинецкая Мария (Управляющий партнер, «Метриум Групп»)

На мой взгляд, полученные «Финэкспертизой» данные сильно оторваны от реальности. Во-первых, ежемесячная зарплата россиянина – это только номинальный доход, который расходуется по множеству статей. Соответственно, в зависимости от региона располагаемая часть дохода будет сильно меняться. В частности, в северных регионах (а именно в них жилье оказалось самым «доступным», по результатам рейтинга) жители вынуждены тратить куда больше средств на продукты питания и коммунальные услуги, чем население южных и центральных регионов России. А значит, далеко не факт, что средний «квадрат» жилья для них более доступен. Во-вторых, россияне фактически редко используют зарплату для приобретения жилья. Как правило, основный источник финансирования покупки – это средства, вырученные от продажи старого жилья. Поэтому фактическая покупательская способность определяется, как правило, тем, какой квартирой обладал гражданин ранее (по площади и стоимости). Второй возможный способ приобрести жилье – это ипотека, но в исследовании «Финэкспертизы» не учтены ни ипотечные ставки, ни возможные ежемесячные платежи.
На самом деле, доступность жилья для большинства граждан снижается, так как продолжается падение реальных доходов. В 2016 году они сократились на 5,6%, а в 2015 году – на 3,2%. При этом цены на жилье сократились не столь значительно: средняя стоимость «квадрата» на первичном рынке снизилась в 2016 году только на 1,2%, а на вторичном – на 4,1%. Спрос на вторичном рынке увеличился всего на 2% с 1,74 до 1,78 млн договоров купли-продажи.

Акимова Евгения (Генеральный директор, IKON Development) Акимова Евгения (Генеральный директор, IKON Development)

Доступность жилья измеряется в том, сколько квадратных метров на вторичном рынке можно приобрести на одну заработную плату. По итогам 2016 года средняя зарплата в Подмосковье достигла 42,46 тыс. рублей, что на 10% выше, чем в 2015 году (38,6 тыс. рублей). Средняя стоимость квадратного метра на вторичном рынке недвижимости Московской области в 2016 году составила 70,4 тыс. рублей, тогда как в 2015 году была равна – 74,5 тыс. рублей. Таким образом, выходит, что в 2015 году на одну зарплату житель Подмосковья мог себе купить 0,5 кв.м на вторичном рынке, а в 2016 году – уже 0,6 кв.м. Разница в 10 кв.м или 20%. Таким образом, доступность жилья в Подмосковье стала даже выше, чем в среднем по России. Однако необходимо учитывать, что большинство граждан, формально имеющих регистрацию в Московской области, работают в столице, где уже совсем другой уровень зарплат. Поэтому на практике доступность жилья в области выше, чем это показывает официальная статистика.

Колочинский Андрей (управляющий партнер , ГК «ВекторСтройФинанс») Колочинский Андрей (управляющий партнер , ГК «ВекторСтройФинанс»)

Полагаю, что доступность жилья для Россиян действительно выросла за прошлый год, но это связано не с количественными изменениями доходов или стоимости жилья. Главный фактор – это снижение ставок по ипотеке. Если в марте 2015 года средневзвешенная ставка составляла 14,73%, то в марте 2016 года она сократилась до 12,12%, а в феврале 2017 года – до 11,55%. Сейчас ипотечный кредит стал как никогда доступным, что и стимулирует спрос, прежде всего, на первичном рынке. Именно ипотека в прошлом году показала взрывной рост: по объему кредитования 2016 год превзошел предыдущий на 27%, а по количеству сделок – на 22%. На мой взгляд, это и есть самые яркие свидетельства увеличения доступности жилья для россиян. В то же время хочу отметить, на рынке по-прежнему велика роль скидок, акций, специальных ипотечных программ, которые отчасти искусственно повышают доступность жилья для покупателя, ведь они становятся возможными благодаря снижению девелоперской маржи, а не естественного сокращения цен.

Читайте также